Процентные ставки для потребителей, купивших товары через сервисы рассрочки (buy now pay later, BNPL), могут достигать 60% годовых, поэтому этот сегмент рынка надо регулировать. Об этом, как сообщает Frank Media, заявил на одной из сессий Finopolis 2024 директор департамента банковского регулирования и аналитики Банка России Александр Данилов.
Г-н Данилов уточнил, что регулятор рассчитывал доходность продуктов рассрочки BNPL на основе предложений отдельных маркетплейсов. В частности, Банк России проанализировал, сколько должен заплатить потребитель, если выйдет за границу бесплатного периода.
«Если что-то выглядит как утка, крякает как утка, ходит как утка, то это утка. Вот и здесь то же самое: если вы видите, что вам дают деньги, но за это с вас просят комиссии, штрафы… и реальная цена вопроса измеряется десятками годовых, чем это отличается от простого потребительского кредита?» — приводит «Интерфакс» слова Александра Данилова.
В классическом кредитовании все понятнее, добавил г-н Данилов: «Мы заставляем банки показывать диапазоны полной стоимости кредита. Хотя бы людям есть на что ориентироваться, а здесь человек даже не знает [реальных условий]».
Представитель Центробанка отметил, что стоимость рассрочки продавцы нередко закладывают в цену продукта. Кроме того, регулятору трудно оценивать масштабы рынка, поскольку сейчас сервисы BNPL не передают данные в бюро кредитных историй (одно из положений законопроекта о регулировании сервисов рассрочки вменяет им эту обязанность).