Клиент ошибается один раз: черные метки для граждан

03.04.2017 | Новости рынка
блокнот с надписью "Черный список"

Уже в апреле Росфинмониторинг обещает предоставить банкам, ломбардам, МФО 230-тысячный реестр лиц, получивших хоть раз отказ в совершении операции по причине ее подозрительности. Об этом сообщил на днях в Совете Федерации директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин.

Данная мера была запланирована еще в прошлом году: Положение Банка России № 550-П «О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом» опубликовано 25 августа 2016 г.

Немного сдвинулся срок исполнения – вместо января фигурирует начало апреля, но прочие пункты остались неизменны. Документ пока носит рекомендательный характер, информационный, для благих целей уменьшения рисков финансистов. Но вот интересы граждан никак не защищает. Механизм работы следующий:

  1. Все юридические и физические лица, осуществляющие операции с денежными средствами или имуществом граждан, присылают данные о сделках, содержащих рекомендованные и дополнительные признаки подозрительных, в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга (РФМ);
  2. РФМ регулярно добавляет их в общий реестр и отправляет Банку России;
  3. Банк России и РФМ рассылают их в поднадзорные организации: банки, МФО, ломбарды, операторам платежей, скупщикам и продавцам ювелирки, страховым компаниям и т. д.;
  4. Уведомленные организации не позднее следующего дня сообщают о получении ответным письмом, подписанным электронной подписью (КОАП предусмотрен внушительный штраф даже за просрочку в один день);
  5. Используют список в работе, проверяя по нему клиентов – не засвечивались ли они ранее?
Интересный вопрос: если нынешняя сделка совершенно белая и пушистая, но ранее клиент получал отказ, то как поступить сотруднику? Разрешить или перестраховаться и отказать? Как сыграет человеческий фактор? Если оператор-кассир Ирина выберет второй вариант, реестр пополнится, дело горе-клиента станет чернее черного, и так по нарастающей, что не отмыться.

Тем более, что исключение сделок, а, следовательно, и лиц из стоп-листа, не предполагается, механизм не разработан, планов нет. Отказ в операции был – это факт, какие сомнения? Даже если потом перепроверили, подумали и совершили сделку – дали заем, кредит, открыли счет, перевели деньги – осадочек остался. Навсегда. В реестре подозрительных операций физических и юридических лиц России. Теперь вас имеют право подозревать все и вся, потому что вы – подозрительный тип, вам уже раз отказывали. Может, даже не раз.

Пожалуйста, не надо ругать чиновников, они не виноваты. Это мировая практика, введенная ФАТФ, ее соблюдают все страны-члены. Но эксперты опасаются, что, если данную инициативу участники рынка воспримут серьезно и действительно будут пользоваться (хотя бы из опасений перед регулятором), многим компаниям и гражданам фактически будет перекрыт доступ к финансовым услугам, объявлен финансовый бойкот.

Не надо думать, что эти 230 тысяч лиц, уже попавших в реестр к апрелю, – сплошь преступники и мошенники. В него может попасть почти каждый финансово активный гражданин. Сегодня в рамках исполнения ПОД/ФТ рекомендовано около ста подозрительных признаков. Плюс любой свой на усмотрение супербдительного кредитного менеджера или товароведа. Например, вот что рекомендовано как вызывающее сомнения в клиенте:

  • он нерезидент и хочет получить заем/кредит;
  • он сдает на комиссию или под залог авто по доверенности;
  • его излишне (это как? прим. авт.) заботят вопросы конфиденциальности его операции;
  • он «необоснованно поспешен» (на заметку: осторожнее на «Почте России» – «Зиночка» тоже стучит о подозрительных операциях куда надо, прим. авт.);
  • он ИП или юрлицо менее года (вот она, поддержка малого бизнеса, прим. авт.);
  • он настаивает на проведении расчетов наличными деньгами;
  • он систематически покупает несколько ювелирных изделий из драгметаллов;
  • он пять или более раз в год сдает в ломбард золотые украшения и не выкупает их.

Одним словом, остается только надеяться, что строгость законов снова компенсируется необязательностью их исполнения, и сотрудники финансовых учреждений не будут подозревать всех подряд в отмывании преступных доходов и финансировании терроризма. Потому что в противном случае, лет так через десять, черную метку будет иметь каждый второй гражданин или организация.

Разбиралась Анна КОТЕНКО

Подписаться

Понравилась публикация?

Подпишитесь на еженедельную рассылку от Zaim.com и будьте в курсе последних событий


Комментарии

| ответить