Инвесторов отвадят от МФО

08.10.2019 | Регулирование рынка
плачущие люди

За первое полугодие 2019 года физические лица и индивидуальные предприниматели вложили в МФО 3,5 млрд рублей, это 11% от общего объема привлеченных микрофинансовыми организациями средств. Речь идет о средствах инвесторов, которые не являются учредителями компании. В ближайшее время этот показатель может существенно снизиться из-за инициативы регулятора.

ЦБ хочет запретить обычным инвесторам вкладывать средства в МФО

Банк России предлагает лишить обычных инвесторов возможности приобретать облигации микрофинансовых компаний (МФК), а также инвестировать в них (МФК) средства. По мнению регулятора, право на указанные выше действия должны иметь только квалифицированные инвесторы. Причем ЦБ предлагает к профессиональным инвесторам относить физические лица, которые готовы вложить в ценные бумаги более 10 млн рублей (сейчас сумма на уровне 6 млн рублей).

Согласно данным ЦБ, за первые шесть месяцев 2019 года 1689 физических лиц и индивидуальных предпринимателей вложили свои деньги в МФО. Средний размер инвестиций в микрофинансовые компании (МФК) – 4,5 млн рублей, в микрокредитные компании (МКК) – 5,6 млн рублей. Соответственно, если предложения регулятора будут приняты, то практически все инвесторы-физические лица и ИП больше не смогут инвестировать в МФО.

Банк России объясняет введение ужесточения требований к инвесторам своим желанием защитить их (инвесторов) интересы.

«Очевидно, что это вынужденная мера со стороны регулятора, и обусловлена она тем, что за последние 2 года мы наблюдали крах нескольких компаний, которые привлекали деньги физических лиц, – заметил Юрий Кудряков, генеральный директор финансового маркета «Юником24». – По факту для рынка МФК подобная мера – одна из самых жёстких за последний период. В зависимости от компании доля инвесторов (количество) физических лиц варьируется в среднем от 40% до 65%, однако в объеме их доля в разы ниже. Как правило, средняя сумма вклада физического лица не превышает 3 млн рублей».

Кто за

Участники рынка преимущественно восприняли инициативу негативно, однако некоторые эксперты поддерживают желание регулятора обезопасить инвесторов. В основном это те, кто мало связан с микрофинансовой деятельностью.

Например, Олег Богданов, ведущий аналитик QBF, разделяет обеспокоенность регулятора перспективами инвестиций в МФО: «Дело в том, что бизнес-модель микрофинансовых компаний бесперспективна и даже порочна. Во-первых, кредитовать население, у которого падают реальные располагаемые доходы, по дикой, нерыночной ставке – это прямой путь к дефолту заемщика, после чего следует этап выбивания долгов у заемщика. Как это происходит, можно не рассказывать. Назвать такую бизнес-модель эффективной – невозможно. Возможно, на каком-то этапе такой бизнес и будет давать прибыль, но итог один – неплатежи заемщиков и постоянная необходимость в дополнительном фондировании МФО. Уровень риска для инвестора можно оценить в 70-80% возможных потерь».

Среди микрофинансистов есть те, кто поддерживает предложение регулятора. Фарида Валуева, исполнительный директор компании SmartCredit, уверена, что данная инициатива вполне целесообразна и оправданна. «Причина – сложности работы с непрофессиональными инвесторами (ФЛ). Практика показывает, что это довольно большой риск для компаний, так как любое колебание рынка, изменения в отрасли и даже банальные слухи могут вызывать у частных инвесторов панику и, как следствие, срочный отзыв вложенных средств. Но зачастую это довольно сложно сделать оперативно, так как все средства – в обороте. Профессиональные инвесторы – это ЮЛ, у которых есть опыт работы в отрасли, правильное понимание бизнес-процессов и того, как реагировать на те или иные колебания рынка. Исходя из этого, целесообразно было бы как минимум разделить данные типы инвесторов».

Те компании, которые привлекают инвестиции от физических лиц, резко негативно оценивают предложения регулятора, так как в случае принятия поправок они потеряют значимую долю фондирования.

Скептицизм

«Желание ЦБ защитить инвесторов понятно, но технологии, которые он для этого пытается применить, я не одобряю, – комментирует Александр Воскобойников, председатель правления кредитно-потребительского кооператива «Банкербук». – Квалифицированных инвесторов (в соответствии с законом) в России очень мало, и они, в первую очередь, действуют на фондовом рынке, а не займовом или прямых инвестиций. Ограничения, которые может ввести ЦБ, рискуют привести к серьёзному оттоку капитала из сферы микрофинансовых организаций и даже к закрытию части из них».

К тому же статус квалифицированного инвестора подразумевает активную и профессиональную работу на рынке ценных бумаг. Никаких сверхзнаний о рисках инвестирования именно в компании микрофинансового сектора он не дает.

Олег Гришин, генеральный директор МФК «МигКредит», заметил: «В моем понимании, квалифицированный инвестор – это технический статус. Многие банки обеспечивают человеку статус квалифицированного инвестора техническим способом, прогоняя определенный объем сделок через счет клиента. Это никак не повышает его статус и не дает осознания, что он находится уже в другой весовой категории. Я не думаю, что есть необходимость как-то искусственно ограничивать людей в возможности инвестировать в МФК, уже хотя бы потому, что таких компаний на рынке менее пятидесяти».

Эксперт предлагает рассмотреть возможность повышения порога входа на рынок, чтобы ни у кого не возникало аналогий, что инвестиции в МФО приравнены к банковским вкладам и на них распространяется гарантия Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Необходимо сделать так, чтобы у инвесторов не возникало ощущения однотипности этих операций.

Помогло бы страхование?

Некоторые эксперты считают, что страхование вкладов существенно повысило бы доверие инвесторов к микрофинансовым организациям. Однако страховые компании в России пока не умеют эффективно работать с финансовыми и предпринимательскими рисками, а АСВ страхует только банковские вклады. Также имеет место неявное указание ЦБ страховым компаниям не страховать КПК и МФО, что привело к невозможности работы по этому направлению.

К тому же страхование коммерческого риска стоит дорого. Поэтому крупные и надежные страховые компании не предлагают такой продукт в своей линейке.

Игроки рынка отмечают, что довольно надежным способом инвестиций в МФО является долговое финансирование, то есть покупка биржевых облигаций. Сам факт наличия у компании таких финансовых инструментов, обращающихся на бирже, дает дополнительную уверенность инвестору, потому что надзор за эмитентом осуществляется сразу по нескольким линиям. Это и регулятор, и сама фондовая биржа. Последняя в обязательном порядке проводит квалифицированный анализ финансовой информации, предоставленной компанией в момент регистрации ценных бумаг. Кроме того, существуют строгие нормы по обязательному раскрытию эмитентом всех существенных фактов, касающихся их бизнеса.

При обсуждении «сердобольного» отношения регулятора к инвесторам у экспертов возникает несколько справедливых вопросов: что такое квалифицированный инвестор, когда речь идет об МФО, и нужно ли ограничивать людей в желании свободно распоряжаться собственными деньгами, к происхождению которых у государства нет никаких вопросов? Ответа на них пока нет.


Маргарита ГВОЗДЕВА

Подписаться

Понравилась публикация?

Подпишитесь на еженедельную рассылку от Zaim.com и будьте в курсе последних событий


 
Комментарии

| ответить