Халяльные деньги, исламские финансы и шариатский золотой стандарт

26.06.2017 | Новости рынка
мусульманка держит в руках банкноты
Июнь ознаменовался новым витком активности исламского банкинга. Состоялись заседание экспертного совета и «Круглый стол: исламские финансово-экономические институты: история возникновения и развития», посвященные преградам и перспективам развития этого направления в России. Zaim.com посетил мероприятие в поисках связи с рынком микрофинансирования.
История вопроса

Дамир Хайретдинов, ректор Московского исламского института (МИИ), поведал, что исламская финансовая система – совокупность методов и механизмов финансирования, позволяющих осуществлять экономическую деятельность без нарушения базовых принципов, сформулированных в шариате (мусульманском праве).

Так, традиционная банковская схема выглядит так: деньги-деньги. Исламская же банковская схема не позволяет деньгам делать деньги, в схему обязательно должна быть включена добавочная составляющая: деньги-товар/услуги-деньги.

Впервые эта система появилась в Египте около 50 лет назад, затем распространилась в другие страны. В итоге первой страной, где она была легитимизирована, стала Великобритания.

Современные финансовые шариатские стандарты разрабатывают начиная с 1970 г., их фундамент – консервативное учение стран Залива, основанное на трактовках писания известными богословами.

Кому и зачем нужен исламский банкинг?

Сейчас вовлечение денег мусульман в финансовую сферу России незначительно из-за ряда ограничений, накладываемых законами шариата. Так, ссудный процент запрещен – харам, как при вкладе, так и при инвестировании средств. По сути, запрещено пользоваться услугами ломбардов, МФО, классического банковского кредита, ипотеки. Даже кредитные карты и счета, где начисляется хоть какой-то процент, – харам. Шариат гласит, что обращение денег должно быть основано на принципах кооперации и соинвестирования.

По экспертным оценкам, 20-25 миллионов мусульман в России хотели бы вести финансы по законам шариата. Плюс наличие таких схем позволит привлечь финансы традиционалистских мусульманских стран, сейчас отсутствующие как раз по причине харам – ведь деньги для истинно верующих мусульман все же пахнут.

Сегодня максимальная доля мирового исламского банкинга приходится на Саудовскую Аравию – около 20%, Бахрейн – 19%, Малайзию – 16%, Кувейт и ОАЭ примерно по 15%, Турцию – 7%. В самих этих государствах традиционная схема успешно сосуществует с религиозной. Так, в Саудовской Аравии доля исламских финансов в экономике составляет 43%, в Малайзии 22%, в ОАЭ 15%, сообщил спикер.

Ситуация в России

Олег Николаев, депутат Государственной Думы, член комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству ФС РФ ГД, поведал о начале работы регулярного экспертного совета по исламской экономике при ГД. Ведь драйверы роста – инвестиции. После проработки и внедрения халяльной денежной системы эксперты прогнозируют их значимый рост.

Калимулина Мадина, советник по исламской экономике и финансам руководителя совета муфтиев России, член координационного совета РАЭИФ, представила книгу «Шариатские стандарты» – основной документ для финансовой отрасли. Впервые переведены и изданы на русском языке в конце 2016 года. 15 ученых шейхов пришли к консенсусу, выработав 57 шариатских стандартов финансовой сферы, провели стандартизацию и унификацию основных видов сделок. Теперь ими рекомендуется руководствоваться как профессионалам, так и обычным гражданам.

Хаертинов Тимур, представитель в Москве финансового дома «Амаль», рассказал, что сейчас в России действует не менее 5 компаний исламских финансов: в Татарстане, Дагестане, Чечне. Формально это небанковские инвестиционные структуры. В центре – КПК на принципах доверительного управления, по сути – управляющая компания. Предоставляет широкий спектр халяльных услуг, например, схожих с лизингом, товарной рассрочкой, кредитом. Все компании испытывают немалые сложности из-за отсутствия законодательной базы, а значит, происходит удорожание услуг для клиентов.

Халяльный мир

Тахир Тухтаров, президент АО «Сухба», вице-президент по интернет-безопасности AIAPS при ООН, представил комплексное решение халяль для интернет-сферы: интернациональные социальная сеть «Suhba», мессенджер, браузер и почта. Все готово к работе, идет работа по дата-центру. По утверждению Тахира, их продукт уже многоконфессиональный – привлекает множество людей, заинтересованных в безопасном, этичном контенте.

Сложности и преграды

Фатима Казиева, советник президента Международной ассоциации исламского бизнеса, отметила стагнацию и коррупцию современной экономики. А должны быть принципы прозрачности и справедливости. Сейчас правоверные мусульмане хранят деньги под подушкой, а могли бы инвестировать в экономику, на общее благо. Значит, надо извлекать, минуя греховность ссудного процента. «Во многом это идеологический проект, лицо ислама», – подчеркнула советник.

По мнению всех участников, главная задача – наконец начать регулирование через законодательные инициативы, стимулирование, нормативные акты. Следует «расшивать» проблемные вопросы. Улучшение имиджа и преодоление предубеждений – еще одна цель, здесь рассчитывают на замену слов «исламский» или «шариатский» на «партнерский».

Ну и о золотом шариатском стандарте…

Консенсусом шейхов определен последний, 57-й, золотой шариатский стандарт. Его запуск дает возможность приобретать золото и финансовые продукты, связанные с ним, в соответствии с законами шариата. Увеличится разнообразие финансовых продуктов с привязкой к физическому золоту. Предполагается, что спрос на драгоценный металл в мусульманском мире может вырасти. Таким образом, эксперты рассчитывают, что исламский финансовый мир приобретёт больший вес в установлении цены на золото.

Анна КОТЕНКО

Подписаться

Понравилась публикация?

Подпишитесь на еженедельную рассылку от Zaim.com и будьте в курсе последних событий


Комментарии

| ответить