Криптовалюты и регуляторы: кульминация близко

09.12.2021 | Регулирование рынка
песочные часы и криптовалюта
Регулирование по-прежнему является ключевым фактором для развития криптовалютной индустрии. 2021 год подарил немало важных событий, которые повлияли или ещё повлияют на рынок. Zaim.com обозревает события уходящего года в сфере регулирования крипторынка в России и в мире, а также анализирует прогнозы экспертов на предстоящий год – специально для “Ъ”.

Девятого июня Сальвадор решил признать биткоин официальным платежным средством – закон был принят парламентом, подписан президентом Найибом Букеле и вступил в силу 7 сентября. Так Сальвадор стал первым государством, в котором биткоин является официальным средством платежа, что подстегнуло регуляторов во всем мире действовать интенсивнее. В сентябре рынок потряс уже негативный инфоповод: Народный банк Китая поставил точку в вопросе отношений с криптовалютами, признав незаконной любую деятельность, связанную с виртуальными активами. Однако после резкого падения на фоне новости рост основных криптовалют возобновился буквально в течение недели. Если раньше запреты из Китая могли создать негативный тренд на достаточно длительное время, то в текущих реалиях эти события уже не оказывают столь сильного воздействия. Многие криптобизнесы, имеющие корни в Китае, начинали готовиться к подобному сценарию заранее.

Крупнейшие представители индустрии давно масштабировались и вышли за рамки одного рынка: среди них майнинговые компании, эмитенты криптовалют и токенов, а также криптовалютные биржи. К примеру, криптобиржа Huobi Global, будучи основанной в Китае компанией, давно вышла за рамки юрисдикции КНР, развивая бизнес на глобальном уровне. По словам представителей компании, в их приоритетах – полное соответствие законам каждого государства. В соответствии с внутренней политикой биржа была готова выполнить любые предписания китайских регуляторов, поэтому свернула операционную деятельность в рамках юрисдикции государства, при этом продолжая вести полноценную работу в других, лояльных регионах.

Этот пример демонстрирует, что в криптовалютной индустрии сегодня повсеместно действует принцип «надейся на лучшее, но готовься к худшему».

Прецедент за прецедентом

В течение года весь мир следил за развитием регулятивных норм и решений в США. Пожалуй, главным событием 2021 года в рамках американской юрисдикции стал запуск первого фьючерсного биткоин-ETF. После почти восьми лет отказов различным инициаторам, Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) не стала препятствовать фонду компании ProShares. 19 октября Bitcoin Strategy ETF (BITO) начал торговаться на Нью-Йоркской фондовой бирже. За два дня вложения в фонд превысили 1 млрд долларов США, что побило рекорд по скорости привлечения средств в золотой фонд GLD. Буквально в это же время были запущены еще два ETF, а рыночная стоимость главной криптовалюты преодолела новый ценовой барьер, впервые на тот момент достигнув отметки в 66 тысяч долларов.

Тем не менее на исходе года по-прежнему не получается увидеть полную картину регулирования криптовалют в США. В рамках государства также идут жаркие споры о том, какие агентства получат право регулировать криптовалюты и какие надзорные функции Конгресса должны быть на рынке. С высокой степенью вероятности надзор будет выполняться несколькими регулирующими органами, включая Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) и Комиссию по торговле товарными фьючерсами (CFTC), и предполагается, что следующий год уже ответит на вопрос – на основании каких именно юридических норм.

Регулирование на мировом рынке криптовалют развивается по трем сценариям, считает Алена Афанасьева, генеральный директор платформы BeInCrypto. В рамках государства как двигателя законов – например, Китая – все процессы жестко регулируются, а корпоративный сектор вряд ли сможет свободно использовать криптовалюты. В США и ЕC двигателем законопроектов выступает бизнес. Корпоративный сектор готов объяснять государству, что выгодно всем сторонам вопроса: рост налоговых поступлений для одних и новые возможности ускоренного и эффективного роста для других.

На рынке просматривается и третий сценарий: население как главный потребитель может повлиять на государство, предлагая возможности для дополнительных налоговых поступлений и появления новых отраслей в экономике. Пример – Филиппины. По данным платформы CoinGecko, 19 млн филиппинцев (почти 20% населения) интересуются криптовалютой. Исследования Центробанка страны показали, что Филиппины занимают третье место в мире по приобретению криптовалют. За текущий год огромную популярность приобрела блокчейн-игра Axie Infinity, которая позволяет зарабатывать токены, которые можно менять на фиат. Власти Филиппин и ранее были лояльны к крипторынку, а сейчас благодаря высокой степени проникновения криптовалют решили, что такой доход должен облагаться налогом. В итоге регулятор подводит законодательную базу под это решение – по прогнозам, в следующем году криптовалюта в стране будет полностью легализована.

«За пять лет криптоиндустрия сделала колоссальный прорыв, и вполне естественно, что стала попадать в сферу интересов власти гораздо чаще, – отмечает Альфан Гогус, генеральный менеджер Huobi Global по России и СНГ. – Ранее еще не было такого уровня коллизии интересов бизнеса, государств и пользователей. Пройдет время, и регулирование нормализуется так же, как это происходило с любой другой отраслью. Сейчас же мы стараемся следовать правилам юрисдикций, в которых ведем бизнес. Диверсификация и соблюдение законов – ключевое правило для дальнейшего роста в данной отрасли».

Однако несмотря на прорыв в отношениях криптоиндустрии и государств, довольно внушительный список стран пока что не идет ни по одному из сценариев, описанных выше. Одни принимают полумеры, другие регулируют криптовалютный сектор, пытаясь подогнать его под действующее законодательство. Россия пока что в списке таких «не определившихся» юрисдикций, и это не может не удручать представителей отрасли.

Статус биткоина Юрисдикции
полностью легализован, в т. ч. как средство платежа Сальвадор
доступен к использованию в качестве цифрового актива или коммодити (нематериального актива) США, страны ЕС, Япония, Южная Корея, Сингапур, Израиль, ЮАР, Гонконг, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Маврикий, Кыргызстан, Узбекистан, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Грузия, Украина
запрещен к использованию как средство платежа и операций в банковской системе Россия, Вьетнам, Тайвань, Саудовская Аравия, Египет, Нигерия, Турция, Колумбия, Индонезия, Ирак, Иран, Намибия, Иордания, Катар, Камбоджа, Северная Македония
полностью запрещен как средство платежа и предмет торговли Китай, Непал, Бангладеш, Марокко, Боливия, Эквадор, Алжир
  • Статус биткоина
    • Юрисдикции
  • полностью легализован, в т. ч. как средство платежа
    • Сальвадор
  • доступен к использованию в качестве цифрового актива или коммодити (нематериального актива)
    • США, страны ЕС, Япония, Южная Корея, Сингапур, Израиль, ЮАР, Гонконг, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Маврикий, Кыргызстан, Узбекистан, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Грузия, Украина
  • запрещен к использованию как средство платежа и операций в банковской системе
    • Россия, Вьетнам, Тайвань, Саудовская Аравия, Египет, Нигерия, Турция, Колумбия, Индонезия, Ирак, Иран, Намибия, Иордания, Катар, Камбоджа, Северная Македония
  • полностью запрещен как средство платежа и предмет торговли
    • Китай, Непал, Бангладеш, Марокко, Боливия, Эквадор, Алжир

Таблица – Текущий правовой статус биткоина в разных юрисдикциях, ноябрь 2021
Маятник российского регулирования продолжает ход

Начиная с 2015 года рабочая группа Центробанка изучает возможности криптовалют. За шесть лет взгляды регулирующих органов были похожи на маятник, который качался из стороны в сторону. В 2016 году заявления Следственного комитета и Минфина об уголовной ответственности за использование криптовалют заставили индустрию понервничать – однако дальнейших мер не последовало, и в этом же году Генпрокуратура и Минюст высказались против подобных мер. В 2017 году ЦБ предложил идентифицировать криптовалюты как цифровой товар, но в то же время на встрече президента с представителями бизнеса глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступила против легализации.

Разность взглядов различных ветвей и уровней власти внесла сумятицу на рынки – стало понятно, что единая позиция на предмет будет выработана не скоро. Первый вариант законопроекта регулирования был предложен на исходе 2017 года, но спустя четыре года ясности нет до сих пор. Длительная и затяжная неопределенность со временем только усилила напряженный фон в российском криптовалютном сообществе. Принятые ранее в 2020 году «Закон о цифровых финансовых активах» и «Закон о цифровых правах» конкретики в регулирование криптовалют до конца не внесли.

Тем временем по итогам 2020 года Россия заняла второе место по проценту населения, владеющего криптовалютой, согласно анализу платформы Triple A. На текущий момент Минфин утверждает, что будет придерживаться запрета на операции с криптовалютами на территории РФ, но при этом граждане могут покупать и пользоваться кошельками за пределами страны. 19 ноября Совет директоров Банка России одобрил проект «Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024». В меморандуме криптовалюты снова трактуются как «современные денежные суррогаты». Итак, новые законопроекты уже на подходе, а информационное поле постоянно пополняется слухами и заявлениями. Неудивительно, что на крупнейшей в России конференции Blockchain Life в этом году сессия о регулировании привлекла наибольшее внимание аудитории – знать, что будет в наступающем году, хотят абсолютно все.

Взгляд в 2022 год. Точка или снова многоточие?

Управляющий партнер юридической компании GRAD Мария Аграновская считает, что наиболее актуальным вопросом в области регулирования сейчас является налогообложение. Как утверждает эксперт, на данный момент в законопроектах, касающихся изменений НК РФ в отношении цифровых валют, запретов нет и не предстоит: «Регулирующие органы понимают, что запрет здесь и сейчас создаст ситуацию, при которой они же сами будут вынуждены «отлавливать» добропорядочные бизнесы и привлекать их к ответственности, поэтому они, скорее, заинтересованы в помощи на пути к регулированию».

Возможно, важным документом на этом пути станет «Кодекс поведения участников рынка цифровых валют и цифровых финансовых активов», который в данный момент находится в разработке. По словам г-жи Аграновской, он поможет выработать стандарты и нормы поведения и объединит лучшие практики для участников рынка.

Впрочем, не все представители отрасли радужно оценивают перспективы регулирования в предстоящем году. Основания для этого есть: вступивший в силу «Закон о цифровых активах» содержит немало ограничительных практик, так что же помешает власти ограничить рынок криптовалют еще сильнее? Мнение большинства представителей индустрии сходятся в том, что Центробанк достаточно жестко относится к тому, чтобы криптовалюты были средством расчетов и платежей, каким является рубль. На текущий период времени регулятор сфокусирован на изучении возможностей «цифровой валюты Центрального банка» (CBDC), чем заняты сейчас практически все нацбанки в мире. Угрозу со стороны «альтернативных денег» Центробанк пресекает – недавно выпущенный меморандум это подтверждает. Значит ли это, что в перспективе Россию ожидает сценарий, похожий на китайский?

Эксперты предполагают, что разрешить ситуацию в свою пользу возможно в том случае, когда отрасль начнет предлагать решения и налаживать открытый диалог с регулирующими органами. Инициативу со стороны криптоиндустрии поддерживает и Алексей Минаев, заместитель директора Департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития РФ: «Отрасль должна выдвигать представителей, которые будут формировать образ будущего регулирования. Если этого не сделать, то будет то регулирование, которое спустится сверху».

Но не все так радужно оценивают возможность саморегулирования. К примеру, интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев скептически оценивает попытки построить диалог с регуляторами по инициативе отрасли: «Закон по ЦФА случился в России только потому, что вдруг стал необходимым для крупного бизнеса, но никак не для криптовалютной отрасли. Он вообще не повлиял на простых людей, которые являются энтузиастами блокчейна. Это правда жизни».

Еще раз оглядываясь на уровень проникновения криптовалют в России, невольно напрашивается сравнение с практикой Филиппин. Возможно, этот путь подошел бы российскому рынку, но...

Впрочем, г-н Мариничев отмечает, что именно по причине заинтересованности крупного бизнеса в криптовалютных операциях и майнинге в промышленных масштабах ситуация имеет шанс неожиданно развернуться в пользу индустрии. На этот случай криптоэнтузиасты должны быть готовы дать своеобразную «шпаргалку» людям, принимающим решения. Для представителей отрасли это означает, что нужно всегда быть готовым к вероятности либерального регулирования и быть готовым принимать в этом процессе участие.

К аналогичному выводу склоняется и Сергей Хитров, основатель агентства Listing.Help: отрасль должна предложить идеи по регулированию и инициировать диалог с разными структурами, включая администрацию президента. Только так есть шанс быть услышанными и рассчитывать на положительное развитие регулирования криптовалют. Пока что, по словам г-на Хитрова, тенденция достаточно негативная: авторитетные криптоактивисты российского происхождения уже приняли для себя решение покинуть юрисдикцию РФ в поисках «безопасной гавани» – затяжная неопределенность напугала многих.

Страсти вокруг криптоиндустрии достаточно накалились, и не только в России. Похоже, что 2022 год станет кульминационным во многих вопросах, связанных с регулированием отрасли. На арену одна за другой выходят цифровые валюты центральных банков. Смогут ли они мирно сосуществовать с «оригинальной» криптой или регуляторы будут делать все возможное, чтобы ослабить позиции конкурентов? С высокой долей вероятности в наступающем году мир станет гораздо полярнее в отношении криптовалют: одни юрисдикции будут открыто принимать их возможности, пока другие будут вводить все более жесткие нормы и санкции, продвигая собственные государственные цифровые валюты. В какую сторону качнется маятник отечественного регулирования, узнаем совсем скоро. Важно то, что представителям отрасли нужно сейчас стучаться во все возможные кабинеты, а не сидеть сложа руки и ждать решения свыше – это жизненная потребность для создания комфортного климата для развития криптоиндустрии в России.

Подписаться

Понравилась публикация?

Подпишитесь на еженедельную рассылку от Zaim.com и будьте в курсе последних событий


 
Комментарии

| ответить