Shadow-banking: выход из тени

20.11.2015 | Новости рынка
Shadow-banking: выход из тени

19 ноября, в эфире телеканала Россия 24, начальник главного управления рынка микрофинансирования ЦБ Михаил Мамута рассказал о действиях Центробанка для вывода из тени параллельного банковского сегмента.

Центробанк разделяет понятия «теневой банкинг» и «параллельная банковская система». В первом случае это – непрозрачная незаконная финансовая сфера, несущая риски для пользователя, второе понятие служит для определения законного и регулируемого кредитного посредничества, например, хедж-фонды и инвестфонды, рынки секьюритизации и финансирования деятельности финансовых компаний, дилеры и брокеры, МФО, ломбарды и кредитные кооперативы.

Начальник главного управления рынка микрофинансирования ЦБ отметил, что структура рынка теневого банкинга принципиально разная в развитых странах, странах с растущей экономикой и в развивающихся странах. В последних, к примеру, полностью отсутствуют институты финансовой системы, играющие доминирующую роль в развитых странах. 

По словам Михаила Мамуты, хотя Россия и является членом Совета финансовой стабильности, и ведет собственный мониторинг параллельного банковского сегмента, но этот сектор пока мал по сравнению с развитыми странами. По предварительным оценкам, размер параллельного банкинга в России не превышает 10 % ВВП, то есть в 6 раз ниже, чем в развитых странах, и не превышает 6,5 % от масштаба банковской системы. С одной стороны это хорошо – минимум рисков. С другой стороны, этот факт говорит о слабой развитости финансовых рынков. 

В России в основном представлены институты, относящиеся к классу небанковских финансовых кредитных посредников, институтов фондового рынка, таких как брокеры, дилеры, микрофинансовые организации, ломбарды и КПК. Основная задача ЦБ совпадает с международным подходом – регулировать на основе мониторинга с целью минимизации рисков финансовой стабильности и защиты прав потребителей, содействуя при этом их здоровому развитию.

С момента трансформации Банка России в мегарегулятор, были предприняты серьезные усилия для введения в периметр регулирования надзора институтов параллельного банкинга. И, в основном, результат достигнут – все вышеперечисленные организации находятся под надзором.

В качестве примера представитель регулятора указал рынок микрофинансирования и кредитной кооперации, где присутствует положительное влияние надзора и регулирования, снижены финансовые риски. Сейчас вводится мониторинг и сбор отчетности на рынке ломбардов. 

В заключение Михаил Мамута отметил, что основная задача состоит в поиске оптимального сбалансированного режима регулирования, который исключает и минимизирует риски, приносимые институтами параллельного банкинга. В России эти риски невелики, а институты обеспечивают положительный вклад в финансовую доступность при условии должной защиты прав потребителей в финансовой услуге. 

По результатам глобального исследования, проведенного международным Советом по финансовой стабильности, 21% глобального веса теневого банкинга приходится на акционерные фонды, а совокупный объем институтов теневого банкинга в 28 наиболее развитых юрисдикциях в 2014 г. составил $36 трлн, это почти 60 % консолидированного объема ВВП этих юрисдикций.

Источник: http://www.vestifinance.ru/articles/64594

Подписаться

Понравилась публикация?

Подпишитесь на еженедельную рассылку от Zaim.com и будьте в курсе последних событий


Комментарии

| ответить