Экономический прогноз: New Normal решит судьбу кредитования в России

21.12.2015 | Новости рынка
Денис Ракша, управляющий партнер и основатель  Компании  экспертного консультирования "НЕОКОН”

Банки попали в замкнутый круг: сокращение кредита ведет к ухудшению его качества - им приходится наращивать резервы - это делает кредит еще дороже. С другой стороны, заемщики беднеют – доходы населения падают. Из кредитования вымываются самые массовые слои населения. Однако просвет виден: аналитики ожидают восстановления потребительского кредитования через 2 года и надеются на возобновление прежнего уровня кредитования – в 2019–2020 годах.

Прогноз эксперта: Денис Ракша, управляющий партнер и основатель Компании экспертного консультирования "НЕОКОН”

Мировая экономика

Логично предположить, что выходом из кризиса должно стать восстановление спроса. Однако маловероятно, что спрос достигнет докризисных уровней и объемов – «надувать» пузыри вновь члены «Большой семерки» не намерены. Поэтому появилась New Normal (Новая Норма) – модель экономического развития, предполагающая сокращение кредитного стимулирования потребительской активности и снижение темпов роста экономики развитых стран. Спрос не утрачивает своего значения, просто он не должен быть столь безудержным, как раньше.

Ключевую роль в выводе из кризиса мировой экономики играют центральные банки и международные финансовые институты, роль которых – выбор той или иной денежно-кредитной политики. Итак, в настоящее время центробанки развитых стран пытаются победить дефляцию с помощью мягкой денежной политики, то есть, печатая дополнительные деньги. Возрождение спроса, индикатором которого должен стать уровень инфляции, прогнозируется через три-четыре года для домохозяйств и корпораций стран «Большой Семерки» (по оптимистичному прогнозу) и гораздо больше – для государств, у многих из которых уровень госдолга превышает 100 % ВВП.

Нефть

Стоимость нефти резко упала. Причин тому несколько. Одна из них рост доллара, который находится в противофазе с нефтью, объясняется тем, что все нефтяные контракты заключаются в долларах, кроме того нефть многими инвесторами воспринимается как защитный актив. Как только инвестиционные инструменты, каковыми являются доллар и облигации Казначейства США, начинают укрепляться относительно защитного актива (нефти), капитал перетекает из слабого защитного актива в сильный инвестиционный инструмент.
Сыграло роль и одновременное снижение прогноза потребления, и увеличение прогноза добычи нефти.

Аналитики предсказывают новый механизм регулирования нефтяных цен, при котором, учитывая решение об экспорте нефти из США, американцы смогут демпинговать бесконечно долго, вытеснив тем самым и арабов, и Россию с европейского рынка в Азию. В итоге ОПЕК и Россия согласятся на новый механизм ценообразования. Все это приведет к тому, что нефть станет вторым из важнейших инструментов (после финансового сектора), с помощью которых мировая экономика будет выходить из кризиса. И одновременно она будет индикатором, который будет указывать на то, как быстро это случится.

Еще одно важное событие не только для американской, но и для всей мировой экономики, – решение ФРС о повышении базовой ставки, которое произошло 15 декабря 2015 года.

Итак, все, что происходит в мировой экономике, завязано на политику ФРС. Нефть, другие валюты, сырьевые товары, темпы экономического роста, движение капитала - все это всего лишь «тени на стене пещеры», производные функции от действий Федерального резерва. И нет – это не заговор в том смысле, который так любят вкладывать в это слово конспирологи. Это, друзья мои, современная экономика.

Россия

Конфронтация с Западом, санкции, ограниченность золотовалютных резервов привели к тому, что государство отказалось поддерживать рубль. Спрос упал, потребители оказались не в лучшей ситуации. В приоритете – поддержка производства. Это направление получило название «Экономика предложения», в противовес «Экономике спроса», которая существовала в России на протяжении последних 15 лет.

Скорого выхода из кризиса не предвидится. Спад инвестиций опережает сокращение ВВП, а это – основной индикатор того, что кризис продолжается. И пока инвестиции не начнут расти, выхода из него не предвидится.

Двумя последними драйверами экономического роста оставались кредитование населения и розничная торговля — два взаимосвязанных пузыря. Но постепенно и они выдохлись, и к 2014 году темпы роста сократились почти до нуля.

Ключевую роль в замедлении темпов экономического роста в 2011–2014 годах сыграла и так называемая антиофшорная кампания — комплекс мероприятий, который был направлен на резкое сокращение оттока капитала и возврат активов в российскую юрисдикцию. Благие вроде бы намерения обернулись прямо противоположным результатом – прибыли меньше не стало, и выводить её продолжали на офшоры, но возвращать в виде инвестиций теперь не спешили: непонятно, как можно будет вывести её в будущем, да и срок давности по экономическим преступлениям (к которым относится и минимизация налогов) увеличили до 10 лет. Прибыль оставалась в офшорах.

Финансовые санкции

Еще один фактор, «больно» ударивший по экономике России, – секторальные санкции. Внешние долги российских корпораций, которые на 2014 год составляли около 700 миллиардов долларов и ранее успешно наращивались и рефинансировались, потребовалось срочно вернуть. При этом объем российского золотовалютного резерва менее объема общего внешнего корпоративного долга. Это заметили международные рейтинговые агентства и незамедлительно снизили рейтинги – и корпоративные, и суверенные. Деньги для заемщиков стали еще дороже.

Прогнозы и ВВП

На этом фоне несколько странно выглядят прогнозы министра экономики по ВВП, которые он с завидной регулярностью улучшает. Да и прогнозы его оппонентов и коллег не самые худшие – самый грустный из них не превышает 7,8 %. Это странно, учитывая рухнувшие цены на нефть, санкции, сокращение потребления. Ответ прост – прогноз посчитан в рублях, а девальвация российской валюты за год – практически двукратная. Но если посчитать ВВП в долларах (номинальный), то картина окажется печальной: 2013 — $2097 млрд, 2014 — $1014 млрд, 2015 — $965 млрд.

Ситуация очень напоминает 2005 год, который помимо показателей стоимости нефти, доллара и ВВП характеризовался стремительным ростом трех взаимосвязанных пузырей: недвижимость, ретейл и кредитование населения. Теперь они так же стремительно сдуваются, и наша реальная покупательная способность сдувается вместе с ними. Однако высокая волатильность рубля, делеверидж населения и недоступность кредитов делают прогнозы еще более пессимистичными – возврат к уровню приблизительно 2003 года.

Подписаться

Понравилась публикация?

Подпишитесь на еженедельную рассылку от Zaim.com и будьте в курсе последних событий


Комментарии

| ответить