Банк России ужесточает надзор за черными списками

24.05.2018 | Новости банков
черный список

Особенность, или, как некоторые говорят, проблема российского Центрального банка в том, что он много на себя взял. В прямом смысле слова. Такой обширный функционал по контролю и надзору над участниками рынка оставляет все меньше ресурсов по работе с главной задачей Банка России – контролем инфляции. Теперь регулятор взял на себя часть функционала коммерческих банков по проверке сомнительных операций. А банкам же посоветовал не сбавлять оборот и чаще отчитываться регулятору.

Как это работает сейчас: банки заносят в черный список клиентов, которые, на их профессиональный взгляд, проводят сомнительные операции. Перечень сомнительных операций в каждом банке занимает не одну страницу и содержит более 100 признаков. Совпадение хоть с одним из них – повод пополнить список. Затем банки отправляют данные Центральному банку, который после агрегирования информации со всех участников рынка высылает общий список всем коммерческим банкам, чтобы те знали их “в лицо”. Таким образом Центральный банк оказывает другим банкам услугу (от которой невозможно отказаться) в содействии соблюдения антиотмывочного законодательства. Не сказать, что система работает идеально, потому как тысячи людей оспаривали свое включение в черный список и заявления которых были удовлетворены.

Важно, что банк может найти соответствие между операциями клиента и перечнем сомнительных операций и не включить клиента в черный список. Если, по мнению сотрудника банка, конкретный человек не отмывает деньги. Такое часто бывает по нескольким причинам, например, у банка хорошо развита политика KYC (знай своего клиента). Следующая причина прямо вытекает из сущности перечня критериев сомнительности операций. Например, систематический перевод денег со своего счета на другой счет или такое же систематическое снятие наличных. Например, если бюджетник после каждой зарплаты снимает деньги с банкомата, потому что навязанные зарплатные карты МИР не везде принимаются, то это попадает под сомнительные операции. Из месяца в месяц сумма примерно одинаковая, как и дата. Так вот, банк эмитент карты об этой проблеме знает и не будет заносить этого бюджетника в список.

Или другой распространенный пример. Индивидуальный предприниматель переводит деньги со своего ИП счета на свой же счет физического лица. Например, раз в месяц в последний день, чтобы реинвестировать прибыль. Банк, в котором обслуживается ИП, может позвонить владельцу счета, уточнить причины этих транзакций и закрыть вопрос мирным путем.

Банк России подчеркнул, что действующий механизм нужно скорректировать. Регулятор хочет видеть в отчетах не только тех, кого коммерческие банки занесли в черный список, но и тех, кого не занесли, несмотря на совпадение транзакций с одним их критериев из перечня сомнительных операций. Фактически регулятор сказал банкам, что не доверяет им и сам будет решать, что делать с его клиентами. С тем самым бюджетником и ИП.

Банки, с которыми регулятор уже провел воспитательную беседу в рамках выездной или камеральной проверки или сообщил свое мнение в предписании или запросе, оказались перед выбором – сотрудничать с клиентом или сотрудничать с регулятором. А так как санкции за нарушение антиотмывочного закона часто приводят к отзыву лицензии, то ответ очевиден.

Zaim.com

Подписаться

Понравилась публикация?

Подпишитесь на еженедельную рассылку от Zaim.com и будьте в курсе последних событий


Комментарии

| ответить