Финансовый супермаркет: что о нем думают участники рынка

18.01.2019 | Регулирование рынка
клавиша на клавиатуре "Маркетплейс"
В конце декабря в Госдуму на рассмотрение поступил проект закона о создании финансового маркетплейса, который, по мнению законотворцев, позволит россиянам в режиме онлайн оформлять кредиты, страховки, проводить сделки на рынке ценных бумаг, пользоваться финансовыми инструментами и т. п. Zaim.com решил спросить у участников рынка, как данный закон, если он будет принят, повлияет на финансовый сектор и что не учли авторы идеи.
Что такое финансовый супермаркет и кто в нем сможет работать?

Авторы законопроекта указали в своем документе, что в качестве оператора электронной платформы может выступать юридическое лицо, которое располагает собственными средствами в размере 100 млн рублей. Все операторы будут занесены в специальный реестр Центробанка.

Расчеты должны будут осуществляться с использованием специального счета или сервиса быстрых платежей системы Центробанка.

Как повлияет маркетплейс на финансовый рынок?

Эксперты утверждают, что подобные маркетплейсы уже существуют и пока их влияние на рынок крайне невелико.

«Сейчас в России насчитывается чуть более десятка финансовых маркетов. Однако масштабных проектов по факту не более трех. Остальные площадки – многопрофильные: финансовый ресурс они объединяют с информационным», – рассказал Юрий Кудряков, генеральный директор финансового маркета «Юником24». Проект закона содержит новые требования к финансовым супермаркетам и новые ограничения на их деятельность. Существует мнение, что после введения закона в силу кто-то из маркетплейсов уйдет с рынка, а кто-то – просто проигнорирует закон. Стоит обратить внимание, что, по мнению экспертов, законопроект не запрещает вести похожую деятельность без регистрации в Центробанке.

На данный момент оценить влияние законопроекта на финансовый сектор сложно, так как неочевидны существенные улучшения для клиента по сравнению с текущими возможностями. В настоящий момент у потребителей финансовых услуг уже есть возможность сравнивать и выбирать финансовые продукты на различных платформах. Помимо этого, пользователи могут оставлять заявки в конкретной организации или в нескольких сразу.

Однако Александр Мамонов, генеральный директор МФК «Городская Сберкасса», считает, что от создания финансового супермаркета существенно выиграет потребитель. «Во-первых, стираются территориальные границы для ряда услуг. Неважно, где ты проживаешь – в тайге или мегаполисе. Таким образом, ситуация клиентов из регионов улучшится. Во-вторых, экономия времени. Не будет необходимости заполнять несколько заявок, а потом ждать ответа с условиями от каждой организации и сравнивать в ручном режиме. В-третьих, у каждого клиента появится право выбора», – отметил эксперт.

«С появлением маркетплейсов финансовый сектор серьезно изменится. Но это произойдёт небыстро, потому что потребуется привыкание к новому инструменту, жизнеспособность которого зависит от потребности в нём, от величины рынка и т. д. Сегодня у нас самый простой и востребованный инструмент – это депозит. Ради одной трансакции в год можно сходить и в отделение банка», – заметил Виктор Жидков, председатель правления банка «Веста».

Что не учитывает законопроект?

Специалисты, которые ознакомились с законопроектом, отмечают, что в нем не всё продумано. Например, рассуждая о том, какие моменты не учитывает проект, Дмитрий Вечканов, старший вице-президент по стратегии банка «Восточный», заметил: «Основной вопрос – что будет интересно клиенту? Единственным существенным ограничением для клиентов сейчас является отсутствие возможности полностью дистанционно получить продукт или услугу у финансовой организации. Например, чтобы получить карту банка, нужно встретиться с представителем банка лично, нужна также «живая» подпись. Но проект финансового маркетплейса не предполагает таких улучшений, этот вопрос частично затронут другими законодательными инициативами».

Эксперт имеет в виду наличие возможности проходить идентификацию для получения финансовых продуктов или услуг только один раз в одной из выбранных клиентов финкомпаний, а в дальнейшем получать услуги и продукты в нескольких. Например, клиент может пройти идентификацию в банке «А», а потом полностью дистанционно, скачав приложение, получить банковскую карту в банке «Б», положить на депозит деньги в банке «В». Если законодательно электронные платформы смогут идентифицировать клиентов для получения клиентами продуктов дистанционно, то это может создать определенный интерес для клиентов, но возникнет вопрос доверия к электронным платформам с точки зрения хранения и обработки персональных данных. В перспективе законодателям необходимо отказываться от ненадежной «живой» подписи и заменять ее полностью более надежной биометрией.

Дмитрий Пангин, директор p2b-платформы Penenza.ru и торговой платформы OTC.ru, также заметил: «Законопроект не учитывает, что этот рынок уже существует, сделки на нем совершаются напрямую между потребителями финансовых и страховых услуг и организациями, в соответствии с ГК и законом об электронной подписи. Вероятно, законотворцы намеревались поспособствовать созданию чего-то нового, однако в текущем виде законопроект не дает новых возможностей и прав маркетплейсам».

Сколько будет операторов маркетплейса?

Эксперты прогнозируют, что после принятия закона на рынке будет работать три-четыре реальных маркетплейса и множество (пятьдесят-сто) при банках и страховых организациях. Вторые со временем отомрут, так как через них будут предоставлять услуги только их родительские структуры. Три-четыре – это те, кто обладает сильным брендом, и те, у кого контакт с покупателем лучше, чем у поставщиков товаров/услуг. Эти компании займут более 50% рынка.

Фарида Валуева, генеральный директор компании SmartCredit, отметила, что посчитать количество операторов маркетплейса заранее непросто. «Конкуренция – это самый здравый фактор на рынке, это правильно и хорошо. Поэтому чем больше, тем лучше», – считает эксперт.

Будут ли финкомпании создавать своих операторов

Согласно законопроекту, операторами маркетплейса не смогут выступать кредитные организации. Однако банкам, крупным МФО, а также другим финансовым компаниям также будет интересно создавать свои электронные платформы, уверены эксперты. Участники рынка полагают, что если у банков будет законодательная возможность в итоге сократить операционную нагрузку, улучшить процессы и сократить оборот бумажных документов, то не исключено, что у каждого крупного банка появится своя условно независимая электронная платформа.

Несмотря на то что эксперты в большинстве своем уверены, что создаваемый маркетплейс особого влияния не окажет на финансовый рынок, данная инициатива будет способствовать развитию маркетплейсов в России и стимулировать повышение качества финансовых услуг.


Маргарита ГВОЗДЕВА

Подписаться

Понравилась публикация?

Подпишитесь на еженедельную рассылку от Zaim.com и будьте в курсе последних событий


 
Комментарии

| ответить